…й судебных составов данного суда, а также судей, входящих в состав Президиума ВАС РФ;
6) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;
7) утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
8) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;
9) утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;
10) утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации;
11) утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда;
12) утверждает по представлению Председателя ВАС РФ регламент арбитражных судов;
13) решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
По вопросам своего ведения Пленум ВАС РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
70 . Какие полномочия имеются у Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Президиум:
1) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
2) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.
Президиум ВАС РФ созывается Председателем ВАС РФ по мере необходимости.
Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.
122
Тема 5. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
Постановления Президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов и подписываются Председателем ВАС РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.
Порядок работы Президиума по рассмотрению в порядке надзора дел о проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации определяется Арбитражным процессуальным кодексом.
Лица вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.
Президиум ВАС РФ правомочен рассматривать дела в порядке надзора при наличии большинства членов Президиума.
Лицо, обратившееся с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, другие лица, участвующие в деле, могут участвовать в заседании Президиума ВАС РФ.
Дело докладывается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — докладчиком по данному делу.
Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание оспариваемого судебного акта и других принятых по данному делу судебных актов, доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, основания для пересмотра судебного акта, мотивы, содержащиеся в определении суда о передаче дела для рассмотрения в Президиум ВАС РФ.
Лица, участвующие в деле, если они явились в заседание Президиума ВАС РФ, вправе давать свои устные объяснения после выступления судьи-докладчика.
После выступления лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, других лиц, участвующих в деле и присутствующих в заседании, Президиум ВАС РФ принимает постановление в закрытом совещании.
Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВАС РФ установит, что оспариваемый судебный акт:
123

1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
71 . Каковы полномочия судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
В Высшем Арбитражном Суде создаются судебные коллегии из числа судей данного Суда, которые утверждаются его Пленумом по представлению Председателя ВАС РФ.
Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители Председателя ВАС РФ.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обладают следующими полномочиями: рассматривают дела в первой инстанции; изучают и обобщают судебную практику; разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализируют судебную статистику; осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
В соответствии с частью 2 ст. 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента России, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации.
Арбитражные суды и иные арбитражные органы
72 . Какие должностные лица имеются в составе
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и каковы их полномочия
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом.
Председатель:
1) организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в Российской Федерации;
2) созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению;
3) осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата данного Суда;
4) распределяет обязанности между своими заместителями;
5) формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда судебные составы данного суда;
6) выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные законом к его ведению;
7) представляет Высший Арбитражный Суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
8) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.
Председатель ВАС РФ вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий,Правительства Российской Федерации.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом.
Заместители Председателя в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в Российской Федерации.
Заместители Председателя вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации

В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию. Судебные составы формируются Председателем ВАС РФ.
Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом ВАС РФ сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.
73 . Каковы структура и полномочия аппарата
арбитражных судов в Российской Федерации
Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда, возглавляемым руководителем аппарата — администратором соответствующего арбитражного суда.
Администратор арбитражного суда руководит аппаратом арбитражного суда, организует работу аппарата по обеспечению прохождения дел в арбитражном суде, организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражных судов, а также осуществляет иные функции по обеспечению деятельности арбитражного суда, определяемые Председателем Высшего Арбитражного Суда.
Аппарат арбитражного суда:
1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;
3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;
5) изучает и обобщает судебную практику;
6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;
126
Тема 5. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда.
В составе аппарата действуют секретариат, управления, отделы, иные подразделения, а также входящие в них должностные лица.
Работники аппарата арбитражного суда находятся на федеральной государственной службе. Права, обязанности, ответственность работников аппарата арбитражного суда и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.
74 . Каковы состав и полномочия иных арбитражных органов
По соглашению сторон экономический спор может быть передан на разрешение третейского суда. Порядок образования и деятельности данных органов регламентирован Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».
В России могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах. Например, к постоянным третейским судам относятся Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Морская арбитражная комиссия, действующая при этой же палате.
Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
Такое соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров.
Третейский суд разрешает споры на основании Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента России и постановлений Правительства, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России.
Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.
Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.
Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.
Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи. Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.
Формирование конкретного состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо.

Конструктор сайтов - uCoz