Общая структура судебной системы приведена в статье 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с частью 2 данной статьи в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи Российской Федерации, которые и составляют судебную систему России.
Таким образом, суды относятся к двум уровням: федеральный уровень и уровень субъекта Федерации. Это обусловлено необходимостью наделения субъектов Российской Федерации рядом полномочий, в том числе касающихся создания некоторых органов правосудия.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды1, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
16 . Каковы место и роль высших судебных органов в общей судебной системе Российской Федерации
К высшим судебным органам относятся Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации. Эти суды возглавляют соответствующие разновидности судебных органов.
В соответствии со статьей 126 Конституции России Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Согласно статье 127 Конституции Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных феде-
1 В настоящее время специализированные суды не созданы. Обсуждаются перспективы образования специализированных административных судов, а также судов по делам в отношении несовершеннолетних.
ральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью по вопросам судебной практики.
Вместе с тем высшие судебные органы не обладают по отношению к нижестоящим судам властными полномочиями в общепринятом смысле этого слова. При производстве по уголовным и гражданским делам существует иной порядок отношений между судами различных уровней, который обусловлен наличием определенных звеньев судебной системы и судебных инстанций.
Не находятся в отношениях власти и подчинения Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Они осуществляют правосудие в пределах имеющихся у них полномочий и между собой никак не связаны.
17. В чем суть понятий «звено судебной системы» и «судебная инстанция»
Суды, входящие в единую судебную систему, различны по объему своей компетенции. Поэтому выделяются звенья судебной системы, т.е. судебные органы, наделенные различными полномочиями.
Поскольку Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации между собой организационно не связаны, они не образуют различных звеньев судебных органов. Поэтому звенья судебной системы могут быть выделены в судах общей юрисдикции, а также в арбитражных судах.
В судах общей юрисдикции все судебные органы подразделяются на суды следующих звеньев:
1) основное звено — районные суды, гарнизонные военные суды, мировые судьи;
2) среднее звено — суды субъектов Федерации;
3) высшее звено — Верховный Суд Российской Федерации. В арбитражных судах выделяются следующие судебные звенья:
1) основное звено — арбитражные суды субъектов Российской Федерации;
2) среднее звено — арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов;
3) высшее звено — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Суды также подразделяются в зависимости от того, какой вид деятельности они осуществляют. При рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел выделяются суды различных инстанций. Судебная инстанция — это суд, который выполняет определенную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дел (рассмотрение дела по существу или проверка законности и обоснованности решения, вынесенного иным судебным органом). В соответствии с процессуальным законодательством выделяются суды первой, второй и надзорной инстанций.
Судом первой инстанции именуется суд, который принимает решение по существу дела, находящегося в его производстве. В качестве судов первой инстанции в зависимости от категорий рассматриваемых дел и иных условий могут выступать суды любого звена. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов, которые осуществляют только пересмотр судебных решений, вынесенных арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами.
Суды второй инстанции — это подразделения судов, которые проверяют по жалобам заинтересованных лиц или по представлению прокурора законность и обоснованность судебных решений по гражданским и уголовным делам, не вступившим в законную силу.
В судах общей юрисдикции, действующих в качестве судов второй инстанции, осуществляется апелляционное и кассационное производство.
В апелляционном порядке в судах общей юрисдикции пересматриваются решения по гражданским и уголовным делам, вынесенные мировым судьей. При этом в качестве суда апелляционной инстанции выступает судья районного суда, действующий единолично. Сущность апелляции состоит в том, что происходит повторное исследование доказательств и новое решение по делу может существенно отличаться от первоначального.
В отличие от апелляционного, в кассационном производстве решения по гражданским и уголовным делам пересматриваются без исследованиядоказательств. В качестве судов кассационной инстанции выступают вышестоящие судебные органы. Например, если дело рассматривалось в первой инстанции районным судом, то в качестве кассационной инстанции будет выступать Судебная коллегия по гражданским делам или Судебная коллегия по уголовным делам суда субъекта Федерации, если первой инстанцией выступал суд субъекта, то кассацию осуществляет Судебная коллегия
52
Тема 2. Судебная власть и правосудие. Принципы правосудия
по гражданским делам или Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В арбитражных судах при поступлении жалоб пересмотр в апелляционном порядке осуществляется по всем без исключения делам. В соответствии со статьей 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
В статье 24 этого же Закона определено, что кассационной инстанцией в арбитражном процессе выступают федеральные арбитражные суды округов. Они являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.
Надзорную инстанцию образуют судебные органы, которые пересматривают судебные решения, вступившие в законную силу.
В судах общей юрисдикции в качестве надзорной инстанции выступают президиумы судов, вышестоящих по отношению к тем судам, которые выносят решения в первой инстанции. В арбитражных судах надзорной инстанцией является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который проверяет вступившие в законную силу судебные акты всех остальных арбитражных судов в Российской Федерации.
18 . Каковы правовые основы статуса судей
Правовые основы статуса судей закреплены в Конституции России и Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Конституция определяет общие требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей (ст. 119), закрепляет правило о независимости судей (ст. 120), устанавливает нормы о неприкосновенности судей (ст. 122) и ряд иных положений, подтверждающих высокий статус данных должностных лиц.
Наиболее широко вопросы, касающиеся статуса судей, изложены в Законе «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно данному акту судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в уста-
53

новленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
Судьями в соответствии с вышеназванным Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом.
Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.
19 . Какие требования предъявляются к кандидатам на должности судей
В соответствии со статьей 119 Конституции России судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Дополнительные требования к судьям различных судов закреплены в статье 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». При этом:
судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;

судьей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;
судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа — гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет;
судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей — гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридическойпрофессии не менее пяти лет.
В ряде случаев к кандидатам на должности судей установлены дополнительные требования.
Так, согласно статье 8 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» судьей данного Суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший к дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее 5 лет.
Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.
20 . Каков порядок отбора кандидатов и наделения их полномочиями судей
Общий порядок отбора кандидатов установлен Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации (СМИ) с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
Любой гражданин, который отвечает требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен. Для этого он обращается в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей.
После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
56
Тема 2. Судебная власть и правосудие. Принципы правосудия
Кроме заявления в квалификационную коллегию судей представляются: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его заверенная копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена.
По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи.
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Судьи Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента России, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом России по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом России по представлению соответственно Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда.
Судьи военных судов назначаются Президентом России по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
Президент в 2-месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.
57

Некоторыми особенностями характеризуется порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации и мирового судьи.
В соответствии со статьей 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предложения о кандидатах на должности судей этого Суда могут вноситься Президенту России членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента России.
Каждый судья Конституционного Суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи данного Суда считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Например, законом города Москвы от 31 мая 2000 г. № 15 «О мировых судьях в городе Москве» установлено, что мировые судьи назначаются на должность Московской городской Думой по представлению председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы.

© mehanikabiz

Конструктор сайтов - uCoz