Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации закреплены в статье 125 Конституции России и продублированы в статье 3 Федерального конституционного закона об этом Суде.
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции России на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
— федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
68
Тема 3. Конституционный Суд Российской Федерации
— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации;
— договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
— между федеральными органами государственной власти;
— между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации;
— между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции России договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Компетенция Конституционного Суда, установленная статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституцион-
69

ном Суде Российской Федерации», может быть изменена только путем внесения изменений в данный Федеральный конституционный закон.
Осуществляя свои полномочия, Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Суд принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
27 . Какова структура Конституционного Суда Российской Федерации
Данный Суд состоит из 19 судей, рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.
Председатель Конституционного Суда и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
В структуре этого органа выделяется аппарат и Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации и некоторые иные подразделения, обеспечивающие деятельность Суда.
Секретариат Конституционного Суда осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение данного Суда, проводит прием посетителей; рассматривает поступившие в Суд обращения в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного Суда; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного Суда.
Иные подразделения аппарата — управление делами, финансовое управление, отдел кадров и др. — осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда Российской Федерации.

 Какие должностные лица действуют в составе Конституционного Суда Российской Федерации
В составе Конституционного Суда Российской Федерации осуществляют свою деятельность Председатель данного Суда, его заместитель, судья-секретарь Суда, а также сотрудники аппарата Конституционного Суда.
В пленарном заседании судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель, его заместитель, судья-секретарь по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:
1) руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них;
2) вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
3) представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;
4) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Суда кандидатуры руководителей Секретариата Суда и других подразделений аппарата, иных служб Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и штатное расписание аппарата;
5) осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель издает приказы и распоряжения.
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет по уполномочию Председателя Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.
Судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации:
1) осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда;
2) организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Суда;
3) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Суд об их исполнении;
4) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда;
5) осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, судья-секретарь:
1) контролирует работу Секретариата по подготовке материалов к заседаниям Конституционного Суда по обращениям и запросам, принятым к рассмотрению, к посланиям и выступлениям Суда с законодательной инициативой;
2) контролирует работу Секретариата по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Суда. Обобщенные данные этой работы по мере необходимости, а также по итогам календарного года направляет судьям Конституционного Суда;
3) организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда;
4) визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Суда, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы сотрудников Секретариата.
Все указанные выше лица, за исключением сотрудников аппарата Конституционного Суда, обладают статусом судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Какие вопросы рассматриваются в пленарных
заседанияхивзаседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации
В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Исключительно в пленарных заседаниях Суд:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и уставов субъектов Федерации;
72
Тема 3. Конституционный Суд Российской Федерации
2) дает толкование Конституции Российской Федерации;
3) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
4) принимает послания Конституционного Суда Российской Федерации;
5) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Кроме того, Суд в пленарных заседаниях:
1) избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда;
2) формирует персональные составы палат Суда;
3) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения;
4) устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях Суда, а также распределяет дела между палатами;
5) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря.
В заседаниях палат разрешаются дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда Российской Федерации и не подлежащие рассмотрениюисключительно в пленарных заседаниях. В этих заседаниях Суд:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
— федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
— законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
— не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:
— между федеральными органами государственной власти;
— между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
 Каковы общие правила производства
в Конституционном Суде Российской Федерации
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации служит обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции России закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной изменеили совершении иного тяжкого преступления.
Обращения в Конституционный Суд оплачиваются государственной пошлиной; поступающие в Суд обращения подлежат обязательной регистрации.
Председатель Конституционного Суда поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Судом в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом решении уведомляются стороны.
При наличии соответствующих оснований Суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению.
74
Тема 3. Конституционный Суд Российской Федерации
Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда Российской Федерации, а также изложения материалов в заседании Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков.
Участниками процесса в Конституционном Суде Российской Федерации считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
Сторонами в конституционном судопроизводстве являются:
1) заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение;
2) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;
3) государственные органы, компетенция которых оспаривается.
В назначенное время председательствующий открывает заседание и сообщает, какое дело подлежит рассмотрению. Председательствующийудостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. Председательствующий разъясняет сторонам и ихпредставителям их права и обязанности, а другим участникам процесса — их права, обязанности и ответственность.
Исследование по существу дела начинается с сообщения судьи-докладчика. Затем Суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
При исследовании вопросов заслушиваются объяснения сторон, заключение эксперта, показания свидетелей, происходит исследование документов.
Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом в закрытом совещании. Решение принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
31 . Какие виды решений принимаются Конституционным Судом Российской Федерации
Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты, является решением Конституционного Суда Российской Федерации в целом.
Закон выделяет 3 вида решений: постановление, заключение и определение.
75

Постановление выносится в результате принятия Конституционном Судом итогового решения по следующим вопросам:
1) разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации:
— федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, федерального Правительства;
— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации;
— договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
— не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешение споров о компетенции:
— между федеральными органами государственной власти;
— между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации;
— между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) по вопросам толкования Конституции России. Заключение — это итоговое решение Конституционного Суда
Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Определениями именуются все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.
В заседаниях Конституционного Суда принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.

© mehanikabiz

Конструктор сайтов - uCoz