Как формируются конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. В соответствии с частью 2 ст. 5 Конституции России республика в составе Российской Федерации имеет свою конституцию и законодательство, а иной субъект Федерации — свой устав и законодательство. Для разрешения ряда вопросов, связанных с применением положений конституций (уставов), в каждом субъекте Федерации создается отдельный конституционный (уставный) суд. Данный судебный орган входит в единую судебную систему страны и наряду с мировыми судьями относится к судам субъектов Федерации.
Поскольку республика в составе Российской Федерации имеет конституцию, данный судебный орган именуется конституционным судом субъекта Федерации. В иных субъектах, имеющих уставы, создаются и действуют уставные суды соответствующих субъектов Федерации.
Эти суды ни организационно, ни по своим полномочиям с Конституционным Судом Российской Федерации не связаны.
В соответствии с частью 2 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды субъектов Федерации создаются и упраздняются законами соответствующих субъектов.
Например, в соответствии с законом города Москвы от 13 февраля 2002 г. № 10 «Об Уставном суде города Москвы» данный суд представляет собой судебный орган уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством уставного судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства.
Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации.
Судья Уставного суда назначается на должность Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.
Судьей уставного суда субъекта Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший к дню назначения возраста не менее 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Мэр Москвы в устанавливаемом им порядке осуществляет отбор кандидатов на должность судьи Уставного суда на конкурсной основе и вносит отобранные кандидатуры на рассмотрение Московской городской Думы. Каждый судья Уставного суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначение судьи Уставного суда оформляется постановлением Московской городской Думы. Назначенным на должность судьи Уставного суда считается лицо, получившее большинство голосов от числа избранных депутатов Московской городской Думы.
Какова структура конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации
Рассмотрим этот вопрос на примере Уставного суда города Москвы. Согласно закону города Москвы от 13 февраля 2002 г. № 10 данный судебный орган состоит из 5 судей.
На заседании Уставного суда судьи большинством голосов от числа назначенных и сохранивших полномочия судей Уставного суда избирают из своего состава тайным голосованием в индивидуальном порядке председателя Уставного суда города Москвы и его заместителя.
Председатель Уставного суда:
1) является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные федеральным законодательством, указанным законом города Москвы и Регламентом Уставного суда;
2) руководит подготовкой заседаний суда, созывает их и председательствует на них;
3) представляет Уставный суд города Москвы в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, по уполномочию Уставного суда выступает с заявлениями от его имени;
4) направляет деятельность аппарата Уставного суда, представляет на утверждение суда кандидатуры руководителя аппарата и руководителей его структурных подразделений, иных служб Уставного суда, а также положение об аппарате Уставного суда, структуру и штатную численность аппарата, утверждает штатное расписание аппарата и правила внутреннего трудового распорядка аппарата Уставного суда;
5) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законодательством, вышеуказанным законом и Регламентом Уставного суда.
Заместитель председателя Уставного суда исполняет обязанности председателя суда, а также отдельные его полномочия, возложенные на заместителя Уставным судом по предложению председателя Уставного суда.
Аппарат Уставного суда осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Уставного суда, проводит прием посетителей; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению на заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Уставного суда; осуществляет материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Уставного суда.
Конституционные (уставные) суды иных субъектов Российской Федерации создаются на основании законов соответствующих субъектов.
34 . Каковы полномочия конституционных (уставных) судов Российской Федерации
В соответствии со статьей 3 закона города Москвы от 13 февраля 2002 г. № 10 «Об Уставном суде города Москвы» данный орган:
1) разрешает дела о соответствии Уставу города
— законов города Москвы;
— нормативных правовых актов Московской городской Думы, мэра Москвы, правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы;
— уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;
2) дает официальное толкование Устава;
3) реализует законодательную инициативу. Аналогичные полномочия имеются у конституционных (уставных) судов иных субъектов РоссийскойФедерации.

© mehanikabiz

Конструктор сайтов - uCoz