По юридической силе акты, полностью или в части посвященные организации и деятельности правоохранительных органов, подразделяются на следующие.
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции России они являются составной частью правовой системы России и имеют приоритет над внутренним законодательством. В данных актах содержатся общие стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина, которые должны соблюдаться всеми правоохранительными органами. К числу международных договоров Российской Федерации относятся Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др. Многие важные положения, непосредственно касающиеся организации и деятельности правоохранительных органов, также содержатся в двусторонних договорах по вопросам международного сотрудничества, заключенных Российской Федерацией.
2. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В данном акте имеется множество положений, непосредственно посвященных правоохранительным органам. Во-первых, в главе 1 «Основы конституционного строя» определена общая направленность государственной деятельности на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» раскрыты права и свободы человека и гражданина, которые обязаны соблюдать и защищать все правоохранительные органы и их должностные лица. И наконец, в главе 7 «Судебная власть» содержатся важнейшие положения, определяющие структуру и основы функционирования системы органов правосудия, а также указывающие на общие задачи органов Прокуратуры Российской Федерации.
3. Федеральные конституционные законы. К ним относятся нормативные правовые акты, которые регламентируют наиболее важные вопросы организации и деятельности некоторых органов, осуществляющих правоохранительные функции. Примеры таких актов — Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и др.
4. Федеральные законы, полностью или в части регламентирующие создание и функционирование правоохранительных органов. Например, этоФедеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». К ним также относятся кодифицированные федеральные законы, представленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ), Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Таможенным кодексом Российской Федерации (ТмК РФ) и др. В них установлен порядок реализации полномочий тех или иных правоохранительных органов.
5. Подзаконные нормативные правовые акты. Данные акты не должны противоречить действующему законодательству. Как правило, они определяют структуру конкретного правоохранительного органа или конкретизируют его полномочия. Например, структура МВД России определена в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, которое было утверждено Указом Президента России от 19 июля 2004 г. № 927. В настоящее время действует Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденное Указом Президента от 28 июля 2004 г. № 976. К другим подзаконным актам относятся постановления федерального Правительства, например, Положение о Федеральной таможенной службе утверждено правительственным постановлением от 26 июля 2006 г. № 459. Многие важные вопросы регламентированы на ведомственном уровне путем издания приказов нормативного характера. Примерами служат приказ Генпрокуратуры России от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», приказ ФСКН России от 25 декабря 2006 г., которым утвержден Регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Кроме того, издаются межведомственные нормативные правовые акты, имеющие подзаконный характер.

7. Каким образом в организации и деятельности правоохранительных органов используются постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Постановления и определения Конституционного Суда, разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правовых норм не содержат. И тем не менее они имеют весьма важное значение в организации и деятельности правоохранительных органов, так как создают оптимальные условия для применения действующего законодательства, а в ряде случаев вызывают и его изменение.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» постановления данного органа, вынесенные по результатам заседаний, являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на таких актах, не подлежат исполнению. Постановление этого Суда, которым установлено несоответствие, вызывает необходимость внесения изменений в действующее законодательство в установленном порядке. Определения Конституционного Суда Российской Федерации, как правило, касаются отказа в принятии заявлений к рассмотрению, но и они оказывают важное регулятивное воздействие, так как указывают конкретные основания вынесения такого решения, а в ряде случаев и разъясняют содержание конкретных правовых норм.
Разъяснения по вопросам судебной практики Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации в соответствии со статьями 126 и 127 Конституции России входят в круг полномочий данных органов. Разъяснения оформляются постановлениями пленумов соответствующих высших судебных органов. Сами по себе такие постановления норм права не содержат, однако они разъясняют действующее законодательство и обеспечивают единую правоприменительную практику на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 56 ныне действующего Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Примером такого акта является постановление Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
Обязательность постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) закреплена в части 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Пример подобных актов — постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Если в своей деятельности Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации обнаружат, что положения действующего законодательства нуждаются в совершенствовании, они вправе обратиться в законодательный орган (Государственную Думу Федерального Собрания) с соответствующими предложениями.
8. В каких официальных источниках публикуются нормативные правовые акты о правоохранительных органах
Опубликование ряда наиболее важных нормативных правовых актов, в том числе касающихся организации и деятельности правоохранительных органов, регламентировано Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральныхконституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Вопрос об официальной публикации имеет определенное значение, поскольку те акты, которые официально опубликованы не были, в законную силу не вступают и применяться не могут.
В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона официальным опубликованием федерального конституционного
закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. В ней обязательному опубликованию подлежат федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.
«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения федерального Правительства, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Подзаконные нормативные акты ведомственного и межведомственного уровня могут публиковаться в иных изданиях, в том числе соответствующих ведомств. В любом случае эти акты должны соответствовать тому федеральному закону, который они разъясняют и конкретизируют.

© mehanikabiz

Конструктор сайтов - uCoz