Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей.
Структуру Генеральной прокуратуры составляют главные управления, управления и отделы. Созданы следующие управления:
143

по федеральным округам; по надзору за соблюдением федерального законодательства; по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний; по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; международно-правовое управление и др.
На правах структурного подразделения в Генеральной прокуратуре образована Главная военная прокуратура. Возглавляющий ее Главный военный прокурор является по должности одним из заместителей Генерального прокурора.
В состав Генеральной прокуратуры также входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. В подсистему органов, входящих в состав Следственного комитета, входят: Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы.
Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации возглавляет председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента России. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации является Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется оллегия Генеральной прокуратуры в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. Он рассматривает вопросы, связанные с организацией и деятельностью органов прокуратуры.
Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей.
144
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы по основным направлениям деятельности прокуратуры. Например, это управление надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, управление надзора за исполнением законов судебными приставами, управление обеспечения участия прокуроров в рассмотрении дел в судах, отдел надзора за исполнением законов в отношении несовершеннолетних, отдел за исполнением законов на транспорте и др.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), а также других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта Российской Федерации.
Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры1. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.
87 . Какова подсистема специализированных прокуратур
В России действует ряд специализированных прокуратур, входящих в общую систему органов прокуратуры Российской Федерации.
Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
1 Имеются в виду прокуратуры городов на правах районных прокуратур. Они создаются в случаях, когда город не имеет деления на районы, а район, на территории которого находится город, является самостоятельной административно-территориальной единицей.
145

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором на органы военной прокуратуры.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора — главный военный прокурор. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная.
В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), а также других прокурорских работников, назначаемых главным военным прокурором.
Транспортные прокуратуры создаются с целью надзора за соблюдением закона на железнодорожном, воздушном и водном транспорте. Они действуют на правах районных прокуратур и прокуратур субъектов Российской Федерации. Прокуроры данных прокуратур и их иные должностные лица по поручению прокуратуры поддерживают в суде государственное обвинение, если уголовное дело было возбуждено по признакам преступления, совершенного на транспорте. Транспортные прокуратуры создаются на правах районных прокуратур и прокуратур субъектов Федерации.
Природоохранные прокуратуры в качестве самостоятельных органов создаются в тех местностях, в которых соблюдение законодательства об охране природы имеет особую актуальность (например, в крупных заповедниках, в бассейнах больших рек и т.п.). Если такой потребности нет, то надзор за соблюдением законодательства об охране природы осуществляют территориальные органы прокуратуры.
Помимо надзора, должностные лица прокуратуры поддерживают в суде обвинение по уголовным делам об экологических преступлениях, совершенных на территории действия этого органа.
Природоохранные прокуратуры обычно действует на правах районных прокуратур с подчинением прокуратурам соответствующих субъектов Федерации. Но одна из таких прокуратур — Волж-
146
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
ская природоохранная прокуратура — функционирует на правах прокуратур субъектов Российской Федерации.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях функционируют на правах районных прокуратур.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях создаются в местностях компактного нахождения исправительных колоний и иных учреждений уголовно-исполнительной системы. Если такой необходимости не возникло, то даннуюдеятельность осуществляют территориальные органы прокуратуры.
Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и режимных объектов создаются в случаях, когда требуется одновременно и обеспечение надзора за законностью, и соблюдение режима секретности. К закрытым административно-территориальным образованиям относятся населенные пункты, свободный доступ в которые запрещен. Это связано с особой значимостью объектов, которые находятся на территории данного пункта, и с необходимостью обеспечить государственную тайну. Прокуратуры также создаются на объектах, имеющих стратегическое значение (например, на атомных электростанциях). Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований и режимных объектов создаются на правах районных прокуратур. Прокурор и иные должностные лица данных прокуратур осуществляют надзор за соблюдением законов на территории ЗАТО и режимных объектов, а также поддерживают в суде обвинение по уголовным делам о преступлениях, которые были совершены на территории данных образований.
88 . Каковы принципы организации и деятельности прокуратуры
Принципы организации и деятельности прокуратуры — это закрепленные в действующем законодательстве наиболее важные требования, которые устанавливают социальное назначение прокуратуры, обусловливают ее функции, полномочия прокуроров, а также порядок взаимодействия прокуратуры с иными государственными органами и общественными объединениями.
Прокуратура организована и осуществляет свою деятельность с соблюдением следующих принципов.
147

Законность — это общеправовой принцип, который обеспечивает строгое соблюдение законов при создании органов прокуратуры и осуществлении ими своих полномочий. Специфика проявления данного принципа в деятельности прокуратуры состоит в том, что прокуратора не только сама осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законом, но и требует соблюдения закона всеми юридическими, должностными и физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации.
Централизация — это принцип, в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору России.
Вышестоящий прокурор издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения нижестоящими прокурорами и иными должностными лицами органов прокуратуры.
Вышестоящий прокурор вправе отменять решения нижестоящего прокурора и возлагать на себя его полномочия.
Независимость — это принцип, согласно которому органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, любых физических и должностных лиц. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорские работники не могут: быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и местного самоуправления; являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности; совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.
В статье 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурорские работники не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся
148
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Гласность — это принцип, в соответствии с которым прокуратура действует открыто. Деятельность прокуратуры свободно освещается СМИ. Прокурорские работники выступают с докладами и сообщениями в иных организациях, а также на страницах прессы и в эфире. Однако гласность не должна противоречить требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной охраняемой законом тайне. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
Внепартийность — это принцип, согласно которому работники прокуратуры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

© mehanikabiz

Конструктор сайтов - uCoz