Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокурорский надзор — это осуществляемая от имени Российской Федерации деятельность органов прокуратуры по обеспечению соблюдения Конституции и исполнения законов всеми государственными органами, органами местного самоуправления, негосударственными организациями, их должностными лицами, в также по установлению соответствия законам правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к ответственности.
Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности отличается от других видов социально значимой деятельности. Основные отличия состоят в следующем.
149

1. Прокурорский надзор распространяется на все без исключения государственные органы, органы местного самоуправления, а также на деятельность должностных лиц. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и исполнением законов, а также за тем, соответствуют ли законам подзаконные нормативные правовые акты.
2. При осуществлении надзора прокурор не вправе вмешиваться в управленческую и экономическую деятельность организаций, учреждений и должностных лиц. Прокурор не наделен административными полномочиями и не вправе давать указания о том, каким образом следует осуществлять руководство, какие приказы издавать, кого принимать на работу или увольнять с работы и т.п. Однако при обнаружении нарушений прокурор использует меры прокурорского реагирования.
90 . Каковы отрасли прокурорского надзора
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
150
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
4) надзор за исполнением законов судебными приставами;
5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор проверяет: соблюдение Конституции и исполнение законов, действующих на территории России, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами и должностными лицами прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; принимает иные меры реагирования.
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, состоит в том, что проверяется соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
151

При обнаружении нарушений закона в деятельности дознавателя прокурор своим постановлением отменяет незаконное или необоснованноепостановление дознавателя. Также прокурор вправе требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушения федерального законодательства, допущенного в ходе дознания или предварительного следствия.
Для дознавателя такое требование является обязательным. В случае же несогласия следователя или руководителя следственного органа с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства прокурор вправе обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае прохождения всей вертикали следственных органов прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.
Согласно статье 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прокурорский надзор за исполнением данного закона осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Прокуроры обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.
При осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами прокурор проверяет вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления на предмет их соответствия фе-
152
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
деральному законодательству, а также законность действий судебных приставов-исполнителей и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Особое внимание прокурор обращает на соблюдение закона судебным приставом-исполнителем при осуществлении мер принудительного исполнения (обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе, и др.). При обнаружении нарушений прокурор принимает соответствующие меры реагирования.
В соответствии со статьей 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» прокурор вправе принести протест в суд на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного документа, выданного судом, или отказ в совершении указанных действий.
При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющихназначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерампринудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
При этом прокурор вправе: посещать в любое время указанные органы и учреждения; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера,
153

проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений; осуществлять меры прокурорского реагирования; отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в су-дебно-психиатрическое учреждение.

© mehanikabiz

Конструктор сайтов - uCoz