Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» входит в образовательный стандарт всех учебных заведений и факультетов, готовящих специалистов в области юриспруденции. Она изучается на младших курсах вузов, однако полученные при этом знания имеют определяющее значение для последующего формирования профессионального правосознания юристов.
Предмет изучения дисциплины «Правоохранительные органы» — это то, что она изучает, то есть знания, позволяющие сформировать целостное представление о правоохранительных органах, создающихся и действующих на территории Российской Федерации.
Предмет изучения данной дисциплины имеет сложный, системный характер. Это обусловлено различными факторами. Во-первых, в России существует большое количество государственных органов и негосударственных образований, которые подпадают под признаки правоохранительных органов. Во-вторых, эти органы весьма тесно взаимодействуют между собой, а также с иными государственными и негосударственными структурами. И, в-третьих, правоохранительные органы постоянно изменяются, совершенствуется их структура.
Помимо указанных обстоятельств, при определении предмета следует обращать внимание и на то, что правоохранительные органы характеризуются не только структурной, но и содержательной составляющей. Назначение каждого правоохранительного органа и его структура могут быть познаны лишь тогда, когда станет ясным, чем именно занимается тот или иной орган. Поэтому в предмет изучения данной дисциплины входят и основные задачи, стоящие перед конкретными правоохранительными органами, их структурными подразделениями, а также полномочия их должностных лиц. Более глубоко правоприменительная деятельность будет изучаться на старших курсах вузов, однако уже в результате освоения дисциплины «Правоохранительные органы» должны появиться твердые знания, характеризующие не только структуру, но и основные направления деятельности данных органов и их должностных лиц.
2. Каково соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими дисциплинами
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» имеет весьма важное, определяющее значение для построения общей системы знаний по специальности «Юриспруденция», хотя ее предметом являются прежде всего структурные особенности конкретных органов. Следует отметить, что она входит в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по указанной специальности и в обязательном порядке изучается во всех вузах и на факультетах юридического профиля.
Эта дисциплина является базовой по отношению к тем предметам, которые позволяют сформировать важнейшие профессиональные знания юристов. Наиболее тесная связь прослеживается с такими дисциплинами, как конституционное (государственное) право России, гражданскоепроцессуальное право (гражданский процесс), административное право, уголовно-процессуальное право (уголовный процесс), муниципальное право России и др. Так, в курсе «Правоохранительные органы» изучается судебная система Российской Федерации, тогда как при изучении положений Конституции России обращается внимание на основные аспекты реализации судебной власти в государстве, изучаются конституционные основы Прокуратуры Российской Федерации, структура и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. В рамках курса «Правоохранительные органы» рассматриваются основы организации и деятельности системы судебных органов, органов предварительного расследования, а положения, характеризующие порядок производства по гражданским и уголовным делам, изучаются в гражданском и уголовном процессах. Поскольку правоохранительные органы тесно взаимодействуют не только с органами федеральной власти, но и с органами местного самоуправления, в ряде случаев изучаемая дисциплина соприкасается с дисциплиной «Муниципальное право России».

Россия последовательно придерживается международных стандартов в сфере охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому весьма важная взаимосвязь прослеживается между изучаемым курсом и дисциплиной «Международное право». Именно в международных договорах Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права содержатся положения, которые обусловливают содержание принципов организации и деятельности правоохранительных органов нашего государства.
Дисциплина «Правоохранительные органы» также тесно связана со многими предметами, которые отнесены в вузовский компонент стандартов высшего образования. Среди них следует особо выделить прокурорский надзор, при изучении которого рассматриваются вопросы, посвященные организации и функционированию единой системы органов Прокуратуры Российской Федерации. В настоящее время в большинстве вузов проводятся и спецкурсы по отдельным отраслям прокурорского надзора, а также посвященные организации и деятельности адвокатуры и нотариата в Российской Федерации.
Таким образом, учебная дисциплина «Правоохранительные органы» является базовой для многих предметов, формирующих профессионализм выпускников юридических вузов и факультетов.

Что понимается под правоохранительными органами
Термин «правоохранительные органы» состоит из двух слов. Во-первых, правоохрана в буквальном смысле слова означает, что охраняются права того либо иного субъекта правоотношений. Однако это слово имеет и более широкий смысл, поскольку охраняются не только права личности, юридического лица и т.п., но и общества в целом, а также в ряде случаев — государства. Поэтому в правоохранительные отношения вступают не только физические лица, но и иные виды субъектов. Вторая составляющая данного термина — «органы». Это означает, что в Российской Федерации созданы специальные структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью. Слово «орган» подразумевает, что такая деятельность осуществляется коллективно тем либо иным юридическим лицом, например органами внутренних дел Российской Федерации. Но реально эту деятельность осуществляет не только орган в целом, но прежде всего должностные лица этого органа. «Титульным» должностным лицом органа является его начальник (руководитель). Однако существуют и иные подчиненные ему должностные лица, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в рамках имеющихся у них полномочий. За результаты этой деятельности они несут персональную юридическую ответственность.
Таким образом, под правоохранительными органами понимаются государственные органы или негосударственные образования, которые осуществляют правоохранительную деятельность в целях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также общества и государства от противоправных посягательств.
Из указанного определения следует, что правоохранительные органы обладают определенными признаками.
1. Правоохранительные органы созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Именно в действующем законодательстве установлен перечень указанных органов, а также приведены их полномочия. Что касается перечня, то его можно назвать исчерпывающим, так как не может быть создано государственного правоохранительного органа без соответствующего указания в законе. На территории страны могут создаваться общественные правозащитные объединения с различными наименованиями, но включать их в общую систему правоохранительных органов не принято. Если же рассматривать полномочия правоохранительных органов, то они закреплены в законе по-разному. Если в ходе своей деятельности орган реализует свои властные полномочия, то их перечень строго ограничен действующим законодательством и расширительномутолкованию не подлежит. Но в случаях оказания правовой помощи гражданам и юридическим лицам, вовлеченным в те либо иные правоотношения, в отношении полномочий некоторых правоохранительных органов (адвокатура) действует правило «разрешено все, что прямо не запрещено законом».
2. В перечень правоохранительных органов входят как государственные, так и негосударственные структуры. Отнесение правоохранительных органов к первой или второй группе зависит не столько от их значимости, сколько от того, каким образом будут обеспечиваться права и законные интересы лиц. Например, в недавнем прошлом общество категорически не согласилось с созданием так называемой «государственной адвокатуры», опасаясь, что данные органы будут охранять прежде всего интересы государства.

3. Основным содержанием деятельности данных органов является охрана и защита прав и законных интересов физических и юридических лиц. Под охраной понимается недопущение нарушений закона со стороны кого бы то ни было. Защита — это активные действия правоохранительных органов, направленные на восстановление ранее нарушенных прав. Осуществляя охрану и защиту, правоохранительные органы реализуют имеющиеся у них полномочия по собственному усмотрению, но не превышая их и не пользуясь заведомо противозаконными средствами и способами.
4. Правоохранительные органы в ходе своей деятельности тесно взаимодействуют друг с другом, реализуя общие задачи правоохраны путем использования своих специфических полномочий. Например, весьма тесно взаимодействуют между собой органы предварительного расследования и органы прокуратуры, поскольку первые осуществляют досудебное производство по уголовным делам, а вторые осуществляют надзор за деятельностью органов дознания и органов предварительного расследования.
Указанные выше признаки характеризуют правоохранительные органы как формирования, которые, действуя в совокупности, обеспечивают надлежащую охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц, общества и государства.
4. Какова система правоохранительных органов
Все правоохранительные органы, действующие в Российской Федерации, составляют единую систему. В нее входят следующие государственные структуры: органы прокуратуры, органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, органы Федеральной таможенной службы, органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы предварительного расследования, а также некоторые органы Министерства юстиции Российской Федерации.
Вместе с тем в России созданы и действуют негосударственные правоохранительные структуры, которые также входят в общую систему правоохранительных органов. К ним относятся адвокатура, частные охранные и детективные структуры.
В сфере нотариата выделяются государственные нотариусы и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Государственные нотариусы являются должностными лицами, входящими в подчинение Минюста России, а нотариусы, занимающиеся частной практикой, являются представителями негосударственных правоохранительных органов.
В некоторых случаях правоохранительные органы выполняют двойное назначение. Например, таможенные органы осуществляют фискальную деятельность и тем самым обеспечивают экономическую безопасность Российской Федерации. В структуре Федеральной таможенной службы имеются лишь отдельные подразделения, которые осуществляют правоохранительную деятельность.
Судебные органы в строгом смысле этого слова правоохранительными органами не являются. Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, а функция правосудия охраной прав и законных интересов не исчерпывается. Вместе с тем, поскольку правоохрана в деятельности судов занимает весьма важное место, их структура и полномочия также изучаются в рамках учебной дисциплины «Правоохранительные органы».
Органы предварительного расследования, а также органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, относятся к так называемым «силовым» структурам. Вместе с тем правоохранительная составляющая в их деятельности также чрезвычайно велика. Так, в соответствии с частью 1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. В статье 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 данная деятельность осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
1 Все нормативные правовые акты (в том числе судебные), упомянутые в данном учебнике, рассматриваются (за исключением особо оговоренных случаев) в действующей редакции. С источником их опубликования, а также с внесенными в них изменениями и дополнениями можно ознакомиться, обратившись к справочно-правовым системам типа «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.

© mehanikabiz

Конструктор сайтов - uCoz