В соответствии со статьей 10 Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым провозглашено, что судебная власть является важной формой реализации единой государственной власти в определенной сфере деятельности.
В статье 118 Конституции определено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Закрепляя такую норму, Конституция России дефиниции самой судебной власти не содержит. Формулируя понятие судебной власти, особое внимание следует уделять слову «власть», поскольку оно означает «право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле». Во втором значении это слово обозначает собирательное понятие государственного руководства и соответствующих ор-ганов1. Исходя из указанного литературного определения и принимая во внимание содержание Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актовпод судебной властью следует понимать единую систему органов, обладающих полномочиями по осуществлению конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также деятельность по реализации указанных полномочий.
Судебная власть может быть охарактеризована при помощи определенных признаков.
1. Судебная власть является законодательно определенной. Данный признак означает, что наличие судебной власти отражено непосредственно в действующем законодательстве, на конституционном уровне. Это позволяет создавать единую систему судебной власти, опираясь на положения закона.
2. Судебная власть является самостоятельной ветвью власти. Это означает, что судебная власть не является подконтрольной и подотчетной по отношению к иным ветвям государственной власти.
3. Судебная власть функционирует в строгом соответствии с законом. Судебная власть, принимая решения, не создает новых правовых норм, а лишь правильно применяет положения, содержащиеся в действующем законодательстве. При необходимости суд вправе обратиться с законодательной инициативой, однако законы создает специальный законодательный орган — Федеральное Собрание Российской Федерации (состоит из Государственной Думы и Совета Федерации).
Судебная власть характеризуется рядом функций, среди которых выделяются процессуальные и организационные функции.
К процессуальным функциям судебной власти относятся такие направления деятельности судов, которые регламентируются процессуальным законодательством.
К ним относятся следующие направления деятельности: рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях; рассмотрение жалоб, запросов и иных обращений в рамках осуществления судебного контроля; рассмотрение дел в порядке судебного надзора; обеспечение исполнения судебных решений, а в ряде случаев — решений других органов (контроль за исполнительным производством).
К организационным функциям судебной власти относятся такие направления ее деятельности, которые являются вспомогательными по отношению к первой группе. К ним относятся: разъяснения по вопросам судебной практики; толкование законов; использование права обращаться с законодательной инициативой; формирование судейского корпуса; организационное обеспечение деятельности судов.
10. Как судебная власть соотносится с иными ветвями государственной власти
В статье 10 Конституции России выделены три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. Одновременно в этой же статье указано, что органы, представляющие эти ветви власти, самостоятельны. В части 1 ст. 11 Конституции установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Поэтому, когда речь идет о самостоятельности ветвей власти, имеются в виду именно эти органы и должностные лица.
Самостоятельность этих ветвей власти означает, что при осуществлении ими своих полномочий не происходит ни прямого, ни косвенного воздействия одних государственных органов на другие. Основное назначение законодательной власти — принятие федеральных законов. Исполнительная власть осуществляет их исполнение, для чего в Российской Федерации создана соответствующая система органов. Судебная же власть разрешает вопросы, возникающие в ходе реализации тех либо иных положений закона в конкретной ситуации. Таким образом, сферы ведения трех указанных ветвей государственной власти существенно различаются.
Судебная, законодательная и исполнительная власти равновелики. Представителям той либо иной ветви власти нельзя демонстрировать свое превосходство над остальными властными структурами и тем более превышать имеющиеся полномочия.
Несмотря на отсутствие подчиненности, все ветви власти тесно взаимодействуют друг с другом. Так, судебная власть при необходимости может выступать с законодательной инициативой. Путем внесения изменений в действующее законодательство законодательная власть улучшает организацию и порядок деятельности судов. Исполнительная власть также создает определенные условия, позволяющие оптимизировать деятельность судебных органов.
11 . Что представляет собой правосудие и каковы его признаки
Под правосудием понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов, которая осуществляется от имени государства, в строго установленном законом порядке и содержанием которой является рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных дел в пределах имеющихся у них полномочий.
Из данного определения вытекает ряд признаков правосудия.
1. Эту деятельность осуществляют специально созданные государственные органы. Согласно части 1 ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Таким образом, никакие иные органы деятельность, именуемую правосудием, осуществлять не вправе. Кроме того, и сами судебные органы должны обладать определенными полномочиями. Общие полномочия конкретного судебного органа осуществлять правосудие закрепляются в действующем законодательстве. Специальные полномочия оформляются передачей суду для рассмотрения конкретного дела в соответствии с правилами о подсудности.
В соответствии со статьей 4 Закона «О судоустройстве» правосудие в Российской Федерации осуществляется путем: 1) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений; 2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
В статье 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» закреплено, что арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции в соответствии с законом.
Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» в статье 3 определил, что военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
2. Для того чтобы правосудие состоялось, требуется, чтобы дело было рассмотрено законным составом суда. При этом должно быть надлежащее количество судей. Не вправе осуществлять правосудие те судьи, которые в соответствии с законом подлежат отводу.
3. Правосудие осуществляется от имени государства. Все судебные решения, которыми оканчивается правосудие, выносятся и провозглашаются именем Российской Федерации. В промежуточных судебных решениях специального указания о том нет, однако и в этих случаях они данному признаку соответствуют. Вторая составляющая данного признака заключается в том, что государство несет ответственность за законность, обоснованность и мотивированность принимаемых судом решений. Например, если обвинительный приговор суда впоследствии был отменен, то оправданное
лицо приобретает право на реабилитацию, в том числе на выплаты за счет средств государственного бюджета.
4. Правосудие осуществляется в порядке, строго регламентированном действующим законодательством. В отношении данного вида деятельности в полной мере реализуется правило о том, что разрешено осуществление лишь тех действий и принятие лишь тех решений, которые прямо указаны в законе. Это же касается и разрешения вопросов организационного характера, прямо не входящих в содержание правосудия.
5. Содержанием правосудия является деятельность по рассмотрению гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных дел. Что касается гражданских и уголовных дел, то производство по ним является «классической» формой осуществления правосудия. Относительно новой формой правосудия является деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по рассмотрению и разрешению жалоб на неконституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Производство по делам об административных правонарушениях не всегда осуществляется в форме правосудия, так как во многих случаях решение принимается иными юрисдик-ционными органами. При производстве по уголовным делам при наличии оснований дело прекращается на досудебных стадиях, поэтому правосудием досудебное производство не является. Вместе с тем правосудием следует считать деятельность суда по рассмотрению и разрешению трудовых споров, а также жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан1.
12. Что понимается под принципами правосудия и какова их система
Любая государственная деятельность основана на законе. Применительно к правосудию данное требование приобретает особое значение, так как затрагиваются наиболее важные права и интересы лиц, вступивших в соответствующие правоотношения. Поэтому законодатель на высшем конституционном уровне установил наиболее важные правовые требования, которые касаются поряд-
1 См. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 19. — Ст. 685.
ка организации и осуществления правосудия. Такие требования принято именовать принципами правосудия.
Под принципами правосудия понимаются закрепленные в действующем законодательстве правовые предписания высшей юридической силы, которые регламентируют наиболее важные вопросы осуществления правосудия в Российской Федерации, оказывают воздействие на все остальные правила судопроизводства и охраняются от нарушений широким спектром мер государственного воздействия.
Из этого определения следует ряд признаков, которые присущи данным правовым образованиям.
1. Принципы правосудия имеют нормативную природу. Иными словами, они являются проявлением воли законодателя, выразившего их в правовых нормах высшей юридической силы. Ввиду специфики правосудия все принципы нашли свое прямое выражение в различных статьях Конституции Российской Федерации.
2. Принципы правосудия регламентируют не все, а лишь наиболее важные вопросы осуществления правосудия. Этот признак вытекает из особой значимости Конституции, в которой закреплены лишь наиболее существенные правовые предписания. Помимо собственно Конституции, те либо иные принципы нашли свое развернутое нормативное выражение и в иных федеральных законах.
3. Принципы правосудия оказывают определенное влияние на иные правила судопроизводства. Имея нормативную природу, принципы правосудия оказывают регулятивное и охранительное воздействие на остальные правовые нормы. Регулятивное воздействие состоит в том, что в процессе правоприменения не подлежат использованию те нормы (или их сочетания), которые противоречат требованиям норм-принципов. Если обнаружено законодательное несоответствие, то нормы, подлежащие применению, должны быть признаны неконституционными в установленном законом порядке. Если имеется угроза неправильного применения нормы, то должна быть выбрана и использована надлежащая норма. Охранительное (правовосстановительное) воздействие принципов правосудия заключается в том, что действия и решения, осуществленные с нарушением требований одного или нескольких принципов, не имеют юридической силы и подлежат отмене либо изменению.
4. Принципы охраняются от нарушений широким спектром мер государственного принуждения. Поскольку принципы судопроизводства закреплены на высшем законодательном уровне, государство предусмотрело ряд мер воздействия в отношении лиц, допустивших нарушения закона. При этом в зависимости от характера
нарушения, а также умысла лица, его совершившего, могут наступать различные виды ответственности вплоть до уголовной.
Принципы правосудия обладают индивидуальной определенностью, содержание каждого из них не может быть сведено к содержанию другого. Вместе с тем они действуют не изолированно, а будучи тесно взаимосвязанными в единую систему. Система принципов правосудия — это не простая их совокупность, а такое внутренне взаимосвязанное единство, при котором положения, входящие в их содержание, образуют новое качество. Поэтому для разрешения конкретной ситуации, возникшей в процессе правоприменения, могут быть одновременно задействованы положения, входящие в содержание нескольких принципов.
Поскольку к принципам правосудия относятся лишь положения, закрепленные на высшем конституционном уровне — в Конституции Российской Федерации, их систему составляют следующие ее положения: законность (ст. 15); равенство граждан перед законом и судом (ст. 19); неприкосновенность личности (ст. 22); неприкосновенность частной жизни (ст. 23); неприкосновенность жилища (ст. 25); язык судопроизводства (ст. 26, 68); участие граждан в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); обеспечение лицам права на судебную защиту (ст. 46); обеспечение надлежащего состава суда (ст. 47); независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120); открытое разбирательство дел в судах (ч. 1 ст. 123); состязательность и равноправие сторон (ч. 3 ст. 123). Ввиду особой значимости некоторых уголовно-процессуальных отношений к числу конституционных отнесены два отраслевых принципа: обеспечение обвиняемому права на защиту (ст. 48) и презумпция невиновности (ст. 49).
Все принципы правосудия юридически равнозначны, поскольку они закреплены на одном законодательном уровне и охраняются от нарушений идентичным образом. Однако тот либо иной принцип при производстве по конкретному делу может использоваться в большей или меньшей степени.

© mehanikabiz

Конструктор сайтов - uCoz