В соответствии с Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, наделенные полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.
Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.
Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.
Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менеепяти лет. Арбитражными заседателями не могут быть:
1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;
2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
4) лица, замещающие государственные должности, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;
5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.
Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Фе-
61

дерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом данного Суда. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» и могут быть опубликованы в иных СМИ.
Согласно Федеральному закону «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде Российской Федерации, судах субъектов Федерации в случаях, когда эти дела подсудны данному составу в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом.
Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном указанным Кодексом порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:
1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Каково понятие конституционного контроля, в чем состоят его основные признаки

Основные положения, устанавливающие структуру Конституционного Суда Российской Федерации и его полномочия, закреплены в Конституции России и Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Понятие конституционного контроля непосредственно в Законе не содержится, но в его статье 1 указано, что Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Исходя из этого под конституционным контролем следует понимать деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по проверке соответствия Конституции Российской Федерации положений действующего законодательства, а также осуществлению иных полномочий данного судебного органа.
Данное определение может быть раскрыто при помощи признаков, раскрывающих сущность и основные задачи конституционного контроля.
1. Конституционный контроль осуществляется специально уполномоченным государственным органом — Конституционным Судом Российской Федерации. Никакие иные органы и должностные лица полномочия по конституционному контролю осуществлять не вправе.
2. Конституционный контроль производится в порядке, строго регламентированном законом. Перечень полномочий Конституционного Суда Российской Федерации закреплен в законодательстве исчерпывающим образом.

3. Конституционный контроль осуществляют должностные лица, обладающие особым статусом, — судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Аппарат данного органа осуществляет вспомогательные функции и непосредственно конституционный контроль не производит.
4. Основным содержанием конституционного контроля является проверка положений действующего законодательства на предмет соответствия положениям Конституции Российской Федерации.
5. Конституционный контроль призван охранять и защищать права и законные интересы граждан, общества и государства на высшем государственном уровне.
Задачами Конституционного Суда Российской Федерации и соответственно конституционного контроля являются:
а) защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина;
б) обеспечение верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на территории России.

© mehanikabiz

Конструктор сайтов - uCoz